Подготовка к школе

 
 
 
 
Занятия проводит логопед-дефектолог. Педагог.
Занятия направлены на:
  • активизацию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления);
  • формирование математических представлений;
  • развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа;
  • обучение русской грамоте в лучших традициях классической школы;
  • становление графо-моторных навыков;
  • обучение правильному ведению диалога с окружающими и связному рассказыванию.
Занятия построены на основе игры и занимательного обучения.
 
Подготовка детей к школе – многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребенка. Одним из самых главных аспектов ее является психологическая готовность к школе. Ребенок может достаточно хорошо читать, считать и писать, но, как ни странно, испытывать значительные трудности при обучении в первом классе, попадать в категорию детей «психологически неподготовленных к школьному обучению».
 
Что же стоит за понятием «неподготовленный ребенок»?
 
  • Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включаться в общий режим работы класса;
  • Обладает слабым развитием связной речи, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
  • Мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
 
В структуре психологической готовности, как правило, принято выделять следующие аспекты:
 
  • интеллектуальная готовность;
  • мотивационная (личностная) готовность;
  • волевая готовность (уровень развития произвольности).
 
1. Интеллектуальная готовность
 
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
 
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, то есть все психические процессы.
 
2. Мотивационная (личностная) готовность к школе
 
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию социальной позиции школьника, которая обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
 
Ребенок должен быть готов выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Ученик должен быть способен правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
 
Во время урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, на занятиях ведут себя адекватно.
 
Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем, и со сверстниками.
 
Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
 
Нормальное развитие отношения к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам, обеспечат первокласснику быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
 
3. Волевая готовность к школе
 
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.
 
К сожалению, достаточно часто, процесс подготовки детей к обучению в школе сводится к «натаскиванию» их по школьным предметам: уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, писать и решать. Но этого, явно, мало.
 
Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя.
 
Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия родителей и педагогов, разумное воспитание и любовь к детям.
 
Семейный психолог