Прикладной анализ поведения

 
 
 

Что такое Прикладной Анализ Поведения?

Прикладной Анализ Поведения (ПАП или ABA(англ.)) – это наука об изучении и исправлении человеческого поведения, которая занимается поиском внешних факторов, влияющих на социально значимое поведение человека, и разработкой способов коррекции поведения, использующих эти факторы. В ПАП поведение рассматривается как любое взаимодействие живого организма с окружающей средой, причем это взаимодействие осуществляется в двухстороннем порядке. Другими словами, как поведение может привносить изменения в окружающую среду, так и среда оказывает воздействие на проявление поведения.

Специалисты ПАП используют эту закономерность и манипулируют окружающей средой для формирования функционального поведения и обучения ключевым навыкам. В основном, данный подход используется для формирования навыков у людей с расстройством аутистического спектра по причине того, что они часто не могут обучаться навыкам автоматически, как это делает нормотипичный человек (через подражание, наблюдение и т.д.). Для этого в ПАП используются ряд принципов, таких как усиление (подкрепление), наказание (ослабление), гашение поведения, а также манипулирование предшествующими факторами и последствиями поведения.

Как проходит процесс обучения?

Процесс обучения происходит в следующем порядке:

  1. Оценка начальных навыков
  2. Выбор функциональных целей для обучения
  3. Выбор методов обучения
  4. Написание программы ABA – включает в себя результаты тестирования, цели, методы, подробные протоколы по всем навыкам, которые будут формироваться в течение определенного промежутка времени
  5. Обучение
  6. Мониторинг прогресса

Программа АВА для детей с РАС всегда строится на индивидуальной основе и может включать в себя:

  • Работу над несколькими видами навыков одновременно
  • Работу над одним видом навыков
  • Работа по одному или двум навыкам

Среднее количество часов в учебной программе– 20-30 часов в неделю, но конечно может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей.

Кто реализует программу?

  • Родители ребенка
  • Инструктор
  • Несколько инструкторов

Кто они - специалисты, применяющие принципы и методы АВА в работе?

Специалисты АВА делятся на три уровня в соответствии со своими компетенциями:

Терапист/инструктор – специалист, прошедший обучение на первом модуле. Уровень компетенций: реализация программы обучения, сбор данных.

Куратор – специалист, прошедший обучение не менее трех модулей, отработавший от 500 до 1000 часов практики под супервизией сертифицированного специалиста уровня BCBA. Уровень компетенций: тестирование начальных навыков, определение целей и методов, написание программы, мониторинг прогресса.

Супервизор – специалист, прошедший полное обучение (5 модулей), отработавший не менее 1500 часов практики под супервизией сертифицированного специалиста уровня BCBA и сдавший международный сертификационный экзамен уровня BCBA. Компетенции – все вышеперечисленные + данный специалист супервизирует работу куратора и тераписта, с целью определения насколько правильно разработана программа коррекции и насколько правильно применяются стратегии, описанные в данной программе.

Стоимость услуг специалистов:

Куратор – 2000 руб/час

Супервизор (если родитель хочет принимать участие в супервизии) – 3000 руб/час. В среднем супервизия занимает 2 часа (1 час – работа с данными и видеоматериалами, 1 час консультация).

Составление индивидуальной программы обучения – от 5000 руб (зависит от количества навыков, одновременно принятых в работу).