Аутизм - не приговор.Сегодня довольно распространена благостная идея о том, что аутизм – не болезнь. Просто эти дети, эти люди – другие. По-другому мыслят, по-другому видят мир, по-другому воспринимают информацию.
 
Отчасти это так и есть: аутизм – не болезнь, а нарушение развития. Человек с аутизмом действительно воспринимает окружающий мир иначе, но самому ему это приносит множество страданий и проблем.
 
 
Например, принято считать, что детей с аутизмом или с РАС совершенно не интересуют другие дети. На самом деле им очень не хватает общения, но они не знают, как наладить взаимодействие, потому что совсем не считывают социальный контекст, не понимают невербальную коммуникацию и не могут ориентироваться по обстановке. Это один из самых трагических дефицитов при аутизме. Например, такой малыш, желая общаться, может начать толкать других детей, задирать их. Или прыгать перед ребёнком, который его так или иначе заинтересовал, размахивая руками и смеясь.
 
Нам с вами понятно, что так друзей он не заведёт. Но по-другому он не умеет. И требуется очень много времени и терпения со стороны взрослых, чтобы ему помочь.
 
Обычно признаки аутизма проявляются ещё до 3 лет. Самые распространённые выглядят так:
  1. искажённая реакция на дискомфорт: например, маленький ребёнок на прогулке, во время игры или даже во время сна может продемонстрировать чрезмерно бурные реакции испуга – громко плакать в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды (такими могут послужить далёкий лай собаки, гудок автомобиля или даже лёгкий сквозняк)…
  2. …но демонстрировать слабые реакции на сильные раздражители: например, на грохот упавшего рядом предмета, яркую вспышку света;
  3. отсутствие ярких эмоций у грудных детей: в отличие от своих ровесников, малыш мало плачет, почти не требует к себе внимания, часами спокойно лежит в коляске или в кроватке, рассматривая игрушку, никак не выражает удовольствия от кормления или когда над ним склоняется мама или кто-то из близких взрослых;
  4. плохо откликается или вообще не реагирует на собственное имя;
  5. практически не улыбается;
  6. не умеет, как правило, пользоваться указательным жестом и часто использует руку находящегося в доступности взрослого, чтобы получить желаемое или указать на желаемый предмет;
  7. совсем не умеет объяснить, что он хочет или от чего испытывает сильный дискомфорт;
  8. подвержен частым истерикам (что называется, на ровном месте) либо уходит в себя.
 
Если вы заметили все эти признаки у своего ребёнка, для начала нужно успокоиться: аутизм – не приговор. Конечно, лучше иметь здорового, талантливого, красивого и успешного сына или дочь, но от того, что наши дети болеют, мы не перестаём любить их и желать им счастья.
 
Не стоит закрывать на проблему глаза. Не стоит надеяться, что «малыш перерастёт», у него «просто такой характер», он «просто мальчик, а все мальчики развиваются медленнее девочек». Чем скорее вы признаетесь себе, что проблема есть и она достаточно серьёзная, её надо решать, и что каждую секунду время тикает против вашего ребёнка, тем больше вы поможете ему. Тем больше гарантий, что какие-то дефициты сгладятся и частично компенсируются, а какие-то уйдут совсем, что ребёнок научится контролировать свои состояния и вовремя сигнализировать о своём дискомфорте.
 
А главное – научится жить со своим аутизмом и что он точно не пропадёт без вашей помощи и опеки. Это ведь самый главный страх любого российского родителя, имеющего ребёнка с ограничениями и дефицитами, потому что, к сожалению, пока ещё в нашей стране наши дети, кроме нас, никому не нужны: «Что будет с моим ребёнком, когда/если меня не станет?»
 
Аутизм - не приговор.К сожалению, уповать на волшебную пилюлю и на то, что есть некоторое специальное место, где вашему ребёнку помогут, не стоит. Вам придётся измениться и изменить свою жизнь. Но это не перемены к худшему. Начните общаться со своим ребёнком, наблюдайте за ним как можно больше, отмечайте самые незначительные мелочи и странности. Во-первых, это поможет вам лучше понять его, во-вторых, ваши наблюдения пригодятся потом специалистам, которые будут заниматься с вашим малышом.
 
В ваших силах сделать так, чтобы диагноз не мешал жить вам и не украл жизнь и судьбу у вашего ребёнка. Приготовьтесь не к спринту, а к марафону, в котором важно не количество, а качество того, что потребуется вашему малышу. И помните: начинать надо с того, что гарантированно не принесёт ему вреда. Может не помочь, не сработать. Но точно не навредит. Проще говоря, прежде чем прописывать тяжёлые таблетки, попробуйте диеты, витамины, сенсорную интеграцию, адаптивную физкультуру и коррекционные занятия, в которых важен не диагноз, а тот дефицит в развитии, тот разрыв, который мешает вам и вашему ребёнку.