Нарушения понимания речиПоследнее время все чаще встречаются дети с нарушениями понимания речи.
 
Специалистам нашего центра часто приходится слышать от родителей, что их дети не говорят, но всё понимают. В результате последующей беседы выясняется, что "все" - это в основном инструкции и обращения, сказанные в знакомых ребёнку ситуациях и подкреплённые наглядной демонстрацией способа действия.
 
Например, ребёнок начинает обуваться после фразы "обувайся" и демонстрации ботинок. А если ребёнку сказать "обувайся", когда рядом нет ботинок, и вообще речь не шла о прогулке, а ребёнок в это время ещё и занят игрой... Будет ли он искать свою обувь? Например, ребёнок бежит в ванную после фразы "идём купаться", а если сказать "идём купаться", находясь вне дома, у знакомых, где раньше не были, отреагирует ли ребёнок поиском ванной комнаты или хотя бы удивлением на лице? И вот после подобных вопросов ситуация более менее становится понятной и мы вместе с родителями узнаем реальный уровень понимания речи, который часто не соответствует понятию "все понимает".
 

Что же все таки означает понимание речи?

  • ребёнок понимает значение отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, вы просите ребёнка принести какой либо предмет, и он его приносит);
  • понимает значение слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (у тигра - полоски, а у льва - грива; ребёнок знает это и не путает этих животных);
  • понимание вопросов косвенных падежей: покажи, чем играет мальчик? Кого ты сейчас увидел?;
  • понимание грамматических значений. Грамматические категории меняют само слово или образовывают новое. Ребёнок, понимающий речь, может принести "апельсиновый" без уточнения существительного, потому что он "среагирует" на морфологию;
  • понимание предлогов: дети часто затрудняются в употреблении предлогов над, из-за, из-под, со, между;
  • понимание сравнительной степени: больше, меньше, старше и т.п.;
  • понимание переносного значения и многозначности, идти может и дождь, и человек, и часы;
  • ребёнок понимает не только отдельные предложения, но и тексты.
 
При оценке уровня развития понимания речи, специалист может определить :
  1. НУЛЕВОЙ (ребёнок не реагирует на имя, не понимает обращённой просьбы без подсказки);
  2. СИТУАТИВНЫЙ (может показать части тела, показать предметы своего обихода, выполнить отдельные инструкции);
  3. НОМИНАТИВНЫЙ (знает название многих предметов, при этом не различает глаголы, прилагательные, не понимает вопросы косвенных падежей);
  4. ПРЕДИАКТИВНЫЙ (не дифференцирует грамматические категории);
  5. РАСЧЛЕНЁННЫЙ (ребёнок понимает все, в соответствии с возрастом).
В норме к 3 годам ребёнок имеет расчленённый уровень. Если ребёнок полностью или частично не понимает речь, то прежде чем он заговорит или начнёт развиваться связная речь, его уровень понимания речи должен подняться.
 
Помимо обязательных занятий с логопедом, родители должны соблюдать нехитрые правила:
  • Обращаясь с ребёнком, не понимающим речь, стройте предложения кратко, четко и ясно, чтобы они максимально были приближены к структуре внутренней речи (есть такое понятие в логопедии и психологии, это такие конструкции, в основном глагольные, которыми мы "думаем") : возьми", "кидай", "положи" и т.п. Используйте больше глаголов и меньше сущ-ых, если ребёнок совсем не понимает речь;
  • Содержание Вашей речи должно соответствовать эмоциям;
  • Обращайтесь с ребёнком на том уровне, который доступен ему сейчас. Это очень сложно - уметь пристроиться к уровню ребёнка. Постарайтесь проанализировать обращённую Вами речь, что было лишним, что можно убрать, сократить. Составьте перечень фраз-обращений, поощрений, порицаний;
  • Используйте визуальные подсказки ( фотографии мамы, папы, самого ребёнка);
  • Меньше речевого шума, для ребёнка с нарушением понимания речи - это лишь дополнительная нагрузка, которая вводит его нервную систему в режим "охранительного торможения".
Нарушения понимания речи